Сверхлимитное размещение отходов

Практически любая хозяйственная деятельность не обходится без оказания в той или иной степени негативного влияния на окружающую среду. Многие государства мира, включая Российскую Федерацию, стараются на законодательном уровне минимизировать такое влияние, закрепляя принцип платности природопользования, а также возмещения причинённого экологии ущерба, включая штрафы за сверхлимитное размещение отходов потребления и производства. В нашей стране эта норма закреплена в Федеральном Законе об окружающей среде (статьи 3, 16 и 24).



Предусматривая платность отрицательного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду, Закон устанавливает порядок взимания с них платежей за такие действия:

- за право производить выбросы в атмосферный воздух и водную среду вредных веществ в пределах разрешённых нормативов;

- за загрязнение почвы и недр;

- за сверхлимитное размещение отходов на собственных территориях;

- за избыточные уровни тепла, ионизирующих и электромагнитных излучений, а также шумов и прочих физических воздействий на природную среду.

В пункте 3 статьи 16 вышеуказанного Закона и основанных на нём подзаконных актах излагается подробный порядок исчисления и взыскания такой платы с субъектов хозяйствования. Имеется в виду, что размер платы может быть рассчитан на основе одного из двух базовых нормативов:

1) За вредные выбросы, размещение отходов, сбросы загрязняющих веществ и т.п., осуществляемые субъектом в пределах разрешённых нормативов или лимитов;

2) За вредные выбросы и сбросы, превышающие установленные нормативы, и сверхлимитное размещение отходов всех видов.



Законодатель установил, что при осуществлении какой-либо хозяйственной деятельности, допускающей негативное влияние на экологическую ситуацию, обязательно следует иметь разрешение, выдаваемое компетентными органами государственной власти, ответственными за регулирование и управление в области природопользования и обеспечения чистоты окружающей среды.

Даже если природопользователь и не допускает избыточного загрязнения, но при этом не имеет утверждённого разрешения, вся его масса загрязняющих веществ трактуется как сверхлимитное размещение отходов с соответствующими финансовыми санкциями и организационными выводами. Согласно установленной Законом норме, плата за загрязнение природной среды в таком случае равна произведению ставки платы за загрязнение в пределах лимита на величину фактической массы сбросов, выбросов и отходов, умноженному на 5. Таким образом, сверхлимитное размещение отходов, равно как и отсутствие разрешительных документов, весомо бьёт по карману собственника предприятия. Рассматривая подобные экологические споры, арбитражные суды, как правило, принимают сторону государства и настаивают на удовлетворении требований о взыскании задолженностей в повышенном (пятикратном) размере. В одном из своих недавних постановлений кассационный арбитражный суд указал, что наличие у субъекта хозяйствования разрешения на выбросы загрязнений в окружающую среду является безусловным и обязательным. Никакие попытки смягчить ответственность и оправдать сверхлимитное размещение отходов в учёт судами приниматься не должны.

Зачастую получение такого разрешения связано с большим объёмом работ по оформлению и согласованию проектно-нормативной документации и длительным ожиданием результата. Здесь не обойтись без помощи специализированной организации «www.musor-com.ru», владеющей всеми тонкостями данного процесса и готовой оказать природопользователю необходимую методическую и юридическую помощь. Грамотно подготовленный и оперативно утверждённый в сотрудничестве с нами документ поможет вам не только сэкономить финансовые ресурсы, но и надолго исключить из вашего лексикона само понятие сверхлимитное размещение отходов.

stk-rent.ru